Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» - страница 4

^ В настоящее время традиционная экономическая система существует в
некоторых наиболее отсталых странах Азии, хотя ее элементы сохраняются и в странах среднего уровня развития.

Чистый капитализм или капитализм эпохи свободной конкуренции характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности. Эта система охватывает следующие институты и принципы: 1) частную собственность; 2) личный интерес как главный мотив поведения; 3) опору на конкуренцию и систему цен, или рыночную систему; 4) свободу предпринимательства и выбора; 5) ограниченную роль правительства. Такая экономическая система до сих пор существует в Таиланде. Ее недостатком является отсутствие государственного регулирования экономики и, следовательно, невозможность успешного решения многих социально-экономических проблем общества.

Командная экономика – это система, которая является полярной альтернативной чистому капитализму. Для нее характерно следующее:

  1. Все ресурсы здесь составляют собственность государства.

  2. Управление экономикой осуществляется из единого центра путем централизованного планирования.

  3. Отсутствие рыночной системы стимулирования.

  4. Отсутствие мотивации производителей.

Ее недостатком является отсутствие рыночного механизма и конкуренции, что в конечном счете приводит к торможению научно-технического прогресса. Нежизнеспособность этой системы, ее невосприимчивость к достижениям НТП сделали неизбежными коренные социально-экономические преобразования почти во всех социалистических странах.

Смешанная экономика представляет собой гибридную систему на основе соединения чистого капитализма и командной экономики. Для нее характерно:

  1. Многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность.

  2. Развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной инфраструктуры.

  3. Управление экономикой осуществляется с помощью рыночного механизма и государственного регулирования экономики.

Такая система оказалась наиболее жизнеспособной, и ныне ее используют все цивилизованные страны.

Можно выделить американскую, шведскую, японскую модель смешанной экономики. Американская модель предполагает приоритетную роль частной собственности и рыночного регулирования. Она построена на системе всемерного поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам населения создается приемлемый уровень жизни за счет различных льгот и пособий.

Шведская модель отличается сильной социальной политикой, ориентированной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

Японская модель различается весьма развитым планированием и координацией экономической деятельности правительства и частного сектора.

Для китайской модели смешанной экономики характерно многообразие форм собственности, использование рыночного механизма и предпринимательства при строжайшем государственном контроле всех сторон жизни общества.

4. Как решаются проблемы определения объёма и состава производимой

Тема 5. Основы теории рыночных отношений

  1. Сущность и функции рынка.

  2. Механизм рынка.

  3. Субъекты рыночных отношений.

1. Экономической истории известны три формы ведения общественного производства: натуральная; товарная и плановое хозяйство.

В натуральном хозяйстве производство осуществляется для удовлетворения внутренних коллективных потребностей. В товарном хозяйстве производство осуществляется для обмена, продажи товаров на рынке. Условием его возникновения является: 1) общественное разделение труда и 2) экономическая обособленность товаропроизводителей (в условиях частной собственности) и необходимость экономических связей между ними.

Основные черты товарного производства можно объединить в четыре принципиальных положения: 1) возможность беспрепятственного проникновения товаропроизводителей на рынок, оценка товара рынком; 2) наличие конкуренции; 3) свободное возникновение и охрана частной собственности; 4) индивидуальная инициатива и предпринимательство как основные движущие силы рыночной системы.

В плановом хозяйстве управление осуществляется путем планирования из единого центра, причем здесь все ресурсы составляют собственность государства. Здесь нет конкуренции и, следовательно, происходит торможение научно-технического прогресса.

Рынок представляет систему общественных отношений по поводу производства, купли-продажи товаров и услуг, основанную на соотношении спроса и предложения, использования ценового механизма и конкуренции. Он включает три основных структурных звена: первое звено – рынок товаров и услуг; второе – рынок факторов производства; третье звено – финансовый рынок.

Рынок товаров и услуг предполагает наличие большого количества товаров и услуг, расширение сети предприятий оптовой и розничной торговли, создания и функционирования товарных бирж и маркетинговых организаций. Рынок факторов производства предполагает куплю и продажу таких факторов как земля, труд, капитал. Финансовый, или денежный рынок, отражает спрос и предложение финансовых средств, т.е. денег, облигаций, акций. На финансовом рынке физические и юридические лица занимают и предоставляют в заем деньги. Разумеется, финансовый рынок предполагает функционирование фондовых и валютных бирж.

Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Если они находятся в равновесии, то и во всей экономике наступает макроэкономическое общее равновесие. Иначе говоря, это происходит тогда, когда спрос примерно равняется предложению на всех трех анализируемых рынках.

Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным критериям: 1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.; 2) по географическому положению – местный, национальный, мировой; 3) по степени ограничения конкуренции - свободный, монополистический, смешанный; 4) по отраслям – автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.д.; 5) по характеру продаж – оптовый, розничный.

Сущность рынка проявляется в его пяти функциях.

  1. Ценообразующая функция. В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

  2. Информационная функция. Цены содержат богатую информацию о соотношении спроса и предложения. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие – об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

  3. Регулирующая функция. Если растет цена на определенный товар, то это значит, что можно расширять его производство, если наоборот, падает цена, то это сигнал к его сокращению.

  4. Посредническая функция. Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее оптимальный вариант купли-продажи.

  5. Санирующая функция. Рыночный механизм – это достаточно жесткая система, он постоянно проводит «естественный отбор», очищая экономику от неэффективно функционирующих предприятий.

2. Сердцем рынка является рыночный механизм, основу которого составляют цены и конкуренция. Цены являются, во-первых, регулятором товарного производства и, во-вторых, предпосылкой выбора направления производственной деятельности.

Рассмотрим вначале первое направление. Если спрос на определенную продукцию выше предложения, цена поднимается выше стоимости (среднего уровня), отрасль становится выгодной для товаропроизводителя, сюда постепенно переливаются капиталы, и производство товаров увеличивается. Если, наоборот, предложение выше спроса, цены опускаются ниже стоимости, в результате отсюда происходит отлив капиталов и производство сокращается.

По второму направлению можно сказать следующее. Вначале товаропроизводитель, исходя из существующих цен на факторы производства, рассчитывает плановую себестоимость продукции и сравнивает ее с ценой. Если первая намного ниже второй, то только тогда предприниматель выбирает этот вид производственной деятельности.

Важную роль в рыночном механизме выполняет конкуренция. В общем виде конкуренция – это соперничество фирм за рынки сбыта и источники сырья. В практике рыночных отношений различают добросовестную и недобросовестную конкуренцию Добросовестная конкуренция – это такая, при которой соблюдают правовые и этические нормы взаимоотношений с партнерами. Под недобросовестной конкуренцией понимают технический шпионаж, подкуп работников конкурента, ложную рекламу, ценовой сговор, самовольное использование чужого товарного знака.

Конкуренция на рынке реализуется в двух аспектах: ценовая и неценовая. Ценовая связана со снижением издержек (и цены) за счет развития и совершенствования производства. Неценовая конкуренция связана с улучшением качества продукции и совершенствованием послепродажных услуг (гарантия обслуживания в течение 1-3 лет, бесплатная доставка товара на дом и др.)

Конкуренция способствует повышению эффективности использования ресурсов, так как они направляются в рентабельные предприятия, выпускающие нужную для общества продукцию. Нерентабельные предприятия не имеют возможности приобретать ресурсы производства. В то же время конкуренция стимулирует повышение качества продукции, снижение издержек производства, ибо в конкурентной борьбе побеждают те фирмы, у которых лучшая техника, технология и организация производства.

Однако рыночная экономика имеет и недостатки, которые состоят в следующем: рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, удовлетворению коллективных потребностей, решению экономических и многих социальных проблем. В странах с развитой рыночной экономикой это противоречие разрешается путем государственного регулирования экономики.

3. Субъектами рыночных отношений являются: домохозяйства, фирмы и государство. Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: 1) самостоятельно принимает решения; 2) является собственником какого-либо фактора производства и 3) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей и к максимизации полезности в использовании имеющихся ресурсов. Иначе говоря, домохозяйство – это семья (или отдельная ее часть), живущая на собственных доходах.

Фирма – это хозяйствующий субъект по созданию товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Под государством понимаются правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости контроля над хозяйствующими субъектами и рынком для достижения общественных целей. Причем государство отражает государственный сектор, а домохозяйства и фирмы, наоборот, - частный сектор.

Надо иметь в виду, что все субъекты рыночных отношений взаимодействуют между собой. Домохозяйства, предоставляя в использование факторы производства (землю, труд, капитал, предпринимательскую способность) получают денежный доход в виде заработной платы, ренты, процента и прибыли. Что касается рынка продуктов, то здесь они покупают товары и услуги и несут потребительские расходы. При этом важно отметить, что на основных рынках (факторов производства и потребительских товаров) домашние хозяйства выступают и как продавцы, и как покупатели. На ресурсном рынке они продают свои ресурсы фирмам (труд, капитал, землю, предпринимательскую способность) и в то же время покупают средства производства для ведения личного подсобного хозяйства, индивидуально-трудовой и интеллектуальной деятельности. На рынке потребительских товаров субъекты домашних хозяйств не только приобретают товары и услуги, но и сами поставляют на него товары и услуги, производимые в личных подсобных хозяйствах и в процессе осуществления индивидуально-трудовой и интеллектуальной деятельности. Свой денежный доход домашние хозяйства расходуют на приобретение товаров и услуг потребительского и производственного назначения (рис.2).





1

1

Рынок факторов производства






2

5


Фирмы


Домохозяйства



2

3


4

Рынок товаров и услуг


4

Рисунок 2. Взаимодействие фирм и домохозяйств в рыночной экономике

где: 1- факторы производства; 2 – доходы; 3 – расходы; 4 – товары и услуги; 5 – издержки производства.

В свою очередь, предприятия на рынке ресурсов покупают факторы производства, производят продукцию, которая поступает на рынок товаров и услуг.

Что касается деятельности государства, то главной его функцией является разработка правовой базы для развития рыночных отношений, осуществления налоговой политики, распределения средств государственного бюджета на управление, оборону, социальные нужды, на развитие производства.

Итак, домохозяйства продают свои ресурсы производства фирмам, а последние с их помощью осуществляют производство товаров и услуг. На имеющиеся доходы домохозяйства покупают товары и услуги и несут потребительские расходы. Конечным результатом этого процесса служит реальный поток экономических ресурсов в одном направлении, а в другом – денежный поток доходов и потребительских расходов.

Раздел II. Тема 1-2. Теория спроса, предложения и рационального поведения потребителя

  1. Спрос. Закон спроса. Эластичность спроса.

  2. Предложение. Закон предложения. Рыночное равновесие.

  3. Закон убывающей предельной полезности.

  4. Бюджетная линия. Равновесное положение потребителя.

1. Спрос показывает количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели по некоторой цене в течение определенного периода времени. При прочих равных условиях снижение цены ведет к соответствующему возрастанию спроса, и наоборот, повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса. В этом проявляется закон спроса. Он гласит: между ценой и величиной спроса существует отрицательная, или обратная, связь.

Закон спроса можно объяснить эффектом дохода и эффектом замещения. Эффект дохода указывает на то, что при снижении цены покупательная способность дохода повышается и потребитель может купить больше товаров, чем прежде.

Эффект замещения выражается в том, что при более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже.

Связь между ценой на яблоки и спросом на них показывает таблица 2.

^ Таблица 2. Спрос покупателей на яблоки (гипотетические данные)

Цена за кг, руб.

Величина спроса, т

25

5

20

20

15

35

10

55

5

80


Выразим данные таблицы графически (рис.3)

Полученная таким образом кривая называется кривой спроса и обозначена буквами ДД. Она наклонена вниз и вправо, поскольку изображаемая ею связь отрицательная, или обратная.


8178789886721836.html
8178868965963445.html
8179030573706250.html
8179080421331954.html
8179116937212930.html