^ Целевая нравственная программа «Я среди людей» Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, значит вырастить угрозу для общества. ^ Пояснительная записка Одним из самых важных и актуальных направлений деятельности педагогов и классных руководителей на современном этапе является нравственное воспитание школьника. Ни для кого не секрет, что воспитание культурного человека - это воспитание человека не только и не столько успешно обучающегося и образованного, сколько воспитание человека нравственного, способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества и использовать их в повседневной жизни, проявляя это в своём поведении, общении и гражданской позиции. В настоящее время это достаточно непросто. Хаотичные явления в обществе, понимание личной свободы как вседозволенности приводит к тому, что нравственные ценности личности теряют своё значение и привлекательность. А ведь именно воспитание нравственности - основа любой воспитательной системы школы. Это, прежде всего, связано с миром взрослых, который сегодня диктует свои правила, порой достаточно жесткие и циничные, и в котором достаточно непросто быть и остаться человеком. О трудностях жизни во взрослом мире надо с детьми говорить откровенно, но параллельно необходимо демонстрировать им светлую сторону, показывать и убеждать, что в жизни есть и тепло, и радость, и любовь, и человечность. «Добрые дела красят человека» - гласит народная мудрость. Добрые дела - это ежедневная помощь нуждающимся, общественно полезная и социально значимая деятельность детей. Как побудить их не разрушать, а созидать? Как воспитать в учениках добро и сострадание, чувство долга в оказании помощи нуждающимся, побудить к свершению добрых, полезных дел и поступков? Как научить своё сердце добру? Как помочь ребенку состояться умственно и нравственно? Главные идеи программы: принятие учащимися нравственных ценностей; воспитание нравственной культуры, основанной на самовоспитании и самосовершенствовании; предъявление нравственных требований к себе и своему поведению; осознание учащимися необходимости проявления нравственного поведения в самых непредвиденных ситуациях, сохранение чувства собственного достоинства и уважения к нему других людей; практическое применение нравственных знаний и умений; • проекция сегодняшнего нравственного облика человека на его будущее и будущее близких и родных ему людей. Цель программы: воспитание нравственного человека, способного к принятию нравственных решений и к проявлению нравственного поведения в любых жизненных ситуациях. Задачи программы создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершения нравственно оправданных поступков; знакомить учащихся с нравственными законами и поступками предыдущих поколений: знакомить учащихся с историей развития мировоззренческих взглядов; изучать с учащимися нравственные традиции их семей и поколений; развивать у учащихся потребность в совершении нравственных поступков; создавать ситуации практического применения нравственных знаний в реальной жизни; способствовать приобретению положительного нравственного опыта и преодолению в себе желания к совершению безнравственных поступков; создавать условия для нравственного самовоспитания учащихся. В основе программы лежат принципы: научности (все предлагаемые средства и методы должны соответствовать требованиям науки); реалистичности; психолого-педагогической целесообразности (содержание и формы работы должны соответствовать возрастным особенностям детей); практической направленности.
Пути реализации программы 1. Рекомендуемые формы работы: классные часы по теме «Нравственность»; тематические часы общения; тренинги нравственного самосовершенствования; посещение музеев, выставок; просмотр видеофильмов; экскурсии с целью знакомства с историческими и памятными местами города, страны; дискуссии по нравственной тематике; встречи с интересными людьми (семья, школа, город); праздничные поздравления одноклассников, учителей, семей, ветеранов войны, труда, служащих в армии; рассказ, беседа, личный пример. 2. Методы воспитания: осознание, самосознание; воспитывающие ситуации; • убеждение; сопереживание: эмоциональная индукция: Формы работы с педагогами и родителями: Семинары, встречи за круглым столом, конференции, гражданский форум, лектории, методическая работа, родительский всеобуч, работа родительской гостиной «Семейные истоки», педсоветы, изучение опыта семей, мониторинги нравственности обучающихся, привлечение родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий по нравственным проблемам, социальное партнерство, ролевые игры, тренинг, дискуссии и презентации.
4. Процедуры и критерии оценки эффективности программы: наблюдение, учет бескорыстной помощи; анкетирование обучающихся, учителей, родителей; сбор информации; практический результат; самостоятельное высоконравственное поведение; карта воспитанности; карта индивидуального развития ребенка.
Ожидаемые результаты: Нравственная теоретическая компетентность: доброе начало в человеке, справедливость, трудолюбие, бережливость, честность, ответственность, альтруизм, достоинство, бескорыстие, толерантность, сострадание, совесть. Нравственная воспитанность: ценностное отношение к природе как дому человечества, к труду как способу достижения знаний, к семье как существование друг для друга.
^ Целевая нравственная программа «Гражданин» Пояснительная записка Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность субъектов образовательно-воспитательного процесса по формированию у школьников высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины. В современной системе воспитания - это одно из приоритетных направлений работы и обусловлено тем, что общественное развитие России, для которого важно, каким будет человек будущего, в какой мере он освоит две важные социальные роли – роль ГРАЖДАНИНА и роль ПАТРИОТА, остро поставило задачу духовного возрождения нации. В общем понятии ПАТРИОТ – человек, который горячо любит Родину, трудится на ее благо, приумножает ее богатства, готовый встать на ее защиту. Поэтому стержнем деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию в ученической среде является формирование морально-психологических качеств и специальных прикладных знаний, навыков и умений, определенных этим понятием. Патриотизм проявляется в поступках и деятельности человека. Зарождаясь из любви к семье, к своей «малой родине», патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Главные идеи программы: 1.формирование гражданской и правовой направленности, активной жизненной позиции; 2.воспитание гордости за своё Отечество и ответственности за судьбу своей страны; 3.понимание учащимися избранной ими программы поведения для будущего самоопределения. ^ Цель программы «Гражданин» состоит в том, чтобы развить у учащихся гражданственность, патриотизм, как важнейшую духовно-нравственную и социальную ценность, воспитать патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. ^ Задачи программы «Гражданин»: 1.утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям; 2.воспитание высоких нравственных качеств личности; 3.воспитание гражданского достоинства; 4.уважение к истории отечества, родного города и людям, создающим славу отечеству и родному городу; 5.сохранять историческую память поколений в памяти потомков. На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны. Программа направлена на развитие у детей таких важных качеств, как ответственность, чувство долга, уважение к истории края и Родины, верность традициям, стремление к сохранению и приумножению исторических и культурных ценностей и строится на принципах: научность; гуманизм; демократизм; приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций; системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся; многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания; его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода; тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания. Программное содержание. ^ Духовно-нравственное направление: Освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности, сохранение и развитие русской культуры через изучение народных обычаев, традиций, ремесел. Изучение истории Отечества Привитие художественного вкуса, изучение произведений и творчества местных писателей, поэтов, композиторов, воспитание музыкальной культуры. формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу; воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям; формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества; воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации. Культурно историческое направление, предполагающее: воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине. Родному краю, её замечательным людям; вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы; формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий. Воспитание потребности в изучении истории родного края, изучение шедевров народной и мировой культуры, воспитание грамотного зрителя, умеющего отличать высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных. Знакомство с памятниками культуры и архитектуры России. Воспитание любви к природе, потребности в её защите от негативных воздействий – загрязнения, вырубки лесов, истребления редких видов растений, изучение природы родного края.
^ Гражданско-правовое направление: изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России. формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности; формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм; развитие реально действующего школьного самоуправления.
^ Военно - патриотическое: изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны; сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций; формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
^ Формы, методы работы: соревнования; конкурсы; смотры; экскурсии; походы; игры; турниры; эстафеты и т.д.
Формы работы с педагогами в процессе реализации программы: 1.заседания педагогического и методического совета; 2.заседание методического совета классных руководителей; 3.родительские собрания; 4.конференции; 5.встречи. ^ Оценка эффективности реализации Программы. Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, использование современных технологий воспитательного воздействия. Духовно-нравственные параметры: 1.повышение толерантности, проявление активной гражданской позиции учащихся; 2.повышение интереса к историческому прошлому села, района, области и страны; 3.утверждение в сознании молодого поколения патриотических ценностей, взглядов; 4.проявление мировоззренческих установок на готовность учащихся к защите Отечества.
Ожидаемые результаты: Реализация Программы призвана способствовать: 1.развитию целостной системы патриотического воспитания, позволяющей формировать у учащихся высокой общей культуры, патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России и родного города; 2.воспитанию у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям; 3.формированию ответственного понимания учащихся своего гражданского долга и конституционных обязанностей; 4.созданию благоприятных условий для нравственного интеллектуального и физического формирования личности ребенка и подрастающего поколения; 5.повышению толерантности, интереса к историческому прошлому города, области, страны.
^ 7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей: ·неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия; ·факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения; ·активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек; ·особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья». Наиболее эффективным путём формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, психологом, взрослыми в семье) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребёнка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте учитываются психологические и психофизиологические характеристики возраста, идёт опора на зону актуального развития. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения. Реализация программы «Организация здоровьесберегающего пространства в МОУ СОШ № 31», а также организация всей работы по реализации формирования культуры здорового и безопасного образа жизни строится на основе возрастной и социокультурной адекватности и практической целесообразности. ^ Задачи программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни: ·сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; ·дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей, о причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; ·сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни: ·научить выполнять правила личной гигиены; ·сформировать представление о правильном (здоровом) питании; ·сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; ·обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации); ·сформировать навыки позитивного коммуникативного общения; ·научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье. Организация работы МОУ СОШ по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни осуществляется в два этапа. ^ Первый этап — анализ состояния и планирование работы по данному направлению: ·организация режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной работе, сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек; ·организация просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями); ·выделение приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования. Второй этап — организация работы по данному направлению. 1.Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование здорового образа жизни, включает: ·внедрение в систему работы образовательного учреждения целевых образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые реализуются через внеурочную деятельность и через включение в учебный процесс; ·лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактике вредных привычек; ·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни. 2.Просветительская и методическая работа с педагогами, и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает: ·проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.; ·приобретение для педагогов, и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы; ·привлечение педагогов, медицинских работников, психологов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований. ^ Системная работа по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков: создание здоровьесберегающей инфраструктуры; рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся; эффективная организации физкультурно-оздоровительной работы; реализации образовательной программы и просветительской работы с родителями (законными представителями). 1. Здоровьесберегающая инфраструктура МОУ СОШ включает: ·соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся; ·наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи; ·организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков; ·оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём; ·наличие помещений для медицинского персонала; ·наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учитель-логопед, учитель физической культуры, педагог-психолог, медицинские работники). 2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся, направленная на повышение эффективности учебного процесса, снижение при этом чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузок, включает: ·соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения; ·использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию); ·строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения (компьютеров, аудиовизуальных средств); ·индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности); ·ведение систематической работы с детьми с ослабленным здоровьем и детьми с ограниченными возможностями здоровья. ^ 3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья и включает: ·полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, во внеурочной деятельности); ·рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования; ·организацию занятий по лечебной физкультуре; ·организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; ·организацию работы по спортивно-оздоровительному направлению; ·регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.). ^ 4.Дополнительные образовательные программы предусматривает: ·внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни; ·проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.; Программа предусматривает следующие формы организации занятий: ·интеграцию в базовые образовательные дисциплины; ·проведение часов здоровья; ·факультативные занятия; ·занятия в кружках; ·проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.; ·организацию дней здоровья. 5.Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает: ·лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.; ·организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.
8172163851803010.html 8172272263076331.html 8172358242916140.html 8172441721586336.html 8172533552686956.html
|