1. Программа международного семинара - страница 7


^ Интернет и выборы: вопросы объективности и эффективного использования


А.Ходжаев,

заместитель Генерального директора Узбекского

агентства связи и информатизации


Интернет-технологии в общественно-политической жизни общества. Интернет с каждым годом занимает все более значимое место в нашей жизни. На сегодняшний день в мире пользуется Интернетом порядка 1,5 млрд. жителей нашей планеты. С развитием Интернета граждане многих стран мира получили больше возможностей для участия в политической жизни общества: появились Интернет-представительства органов власти, политических партий, различные новостные и аналитические политические сайты.

Развитие Интернет в Узбекистане в плане увеличения числа пользователей (2,6 млн.пользователей) и переориентации пользователей в направлении информационно-познавательных ресурсов не может не заинтересовать субъектов избирательных отношений.

Можно выделить следующие причины, которые обусловливают использование возможности Интернета в избирательном процессе:

Во-первых, Интернет, в силу своей доступности может служить средством информирования общества о процессе выборов;

Во-вторых, универсальность Всемирной Паутины может использоваться для сбора, обмена и распространения информации;

В-третьих, относительная низкая по сравнению с другими техническими средствами себестоимость обеспечивает возможность снижения расходов на проведение выборов;

В-четвёртых, постоянное совершенствование технических средств позволяет рассматривать Интернет как средство проведения самого процесса голосования на качественно новый уровень посредством организации регистрации избирателей и голосования на расстоянии.
В связи с вышеизложенным, можно выделить следующие области применения Интернет в ходе проведения выборов:

при информировании населения о правах избирателей, включая обеспечение доступа к базам данных, о регистрации, о результатах выборов, а также использование Интернет при ведении предвыборной агитации;

регистрация и голосование гражданами через Интернет при использовани различных Интернет-технологий (ЭЦП, защищенные соединение, штрих-кодирование, пароли и т.д. );

при организации выборов в целях быстроты, доступности и снижения издержек информационного обмена как внутри самих избирательных комиссий, так и между ними;


^ 1. Информирование и агитация населения

Всю информацию, которая размещается на вышеуказанных сайтах можно разграничить по следующим критериям:

информацию об избирательном праве, избирательное законодательство;

информацию о регистрации избирателей;

образцы бланков и заявлений;

пресс-релизы (сообщения для печати), материалы агитационного характера;

результаты выборов;

информацию о финансировании избирательной кампании

Информирование избирателей может осуществляться помимо использования электронной почты с помощью размещения той или иной информации на веб-сайте. Всего можно выделить следующие категории сайтов:

сайты избирательных комиссий;

сайты неправительственных организаций;

сайты политических партий и отдельных политиков.


^ 2. Электронное голосование

Преимущества

Увеличение доли избирателей, участвующих в выборах;

Снижение затрат на голосование в отдаленных местностях;

Увеличение удобства голосования

Ускорение процесса подсчета голосов, повышение точности подсчетов,

Автоматизация части работы членов участковых избирательных комиссий

Риски

Анализ международной практики применения систем дистанционного электронного голосования позволяет выделить в качестве основных следующие риски.

Риски, связанные с доверием избирателей к процедуре дистанционного электронного голосования.

Риски, связанные с несовершенством процедуры дистанционного электронного голосования (трудность или невозможность проведения повторного подсчета голосов, возможность скупки, продажи и обмена голосов, трудность соблюдения тайны волеизъявления и т.д.).

Риски, связанные с необходимостью идентификации личности избирателя и подтверждения его избирательных прав (возможность многократного голосования с использованием процедуры электронного и стандартного голосования, невнесение в списки избирателей и т.д.).

Риски, связанные с технической реализацией проекта.


^ В условиях Узбекистана предлагается сконцентрироваться на аспектах информированности населения о политических процессах в стране. Использовать Интернет как мощный инструмент политической рекламы.

При аудитории Узбекистана 2,6 млн.пользователей Интернет может стать одним из эффективных каналов распространения политической рекламы определенной партии или кандидата при проведении предвыборной компании:

Интернет работает 24 часа в сутки, т.е. в течение этого времени все заинтересовавшиеся могут получить интересующую их информацию о кандидате;

Интернет обеспечивает возможность прямой и косвенной агитации за кандидата, а также передачи о нем практически любой информации;

в Интернете содержание информации о кандидате может изменяться в зависимости от необходимости — столько раз, сколько нужно: никакая иная реклама подобной гибкости в предоставлении информации не несет;

в Интернете могут быть использованы цветные изображения и звуковое оформление, что позволяет получить более информативное представление о кандидате;

Интернет позволяет «включить» избирателей в непосредственное взаимодействие с самим кандидатом.

В Интернете информацию о политической силе можно:

просмотреть в виде текста;

прослушать в аудиоформе;

записать в виде файла и воспроизвести впоследствии;

просмотреть в виде качественного видеофрагмента.

Основная задача стратегического планирования в отношении использования Интернета в ходе избирательной кампании, состоит в повышении привлекательности электронных страничек и их непосредственной рекламы.


^ Веб-сайты в сети Интернет-источник информации и эффективный инструмент популяризации идей той или иной политической патрии.


Согласно данным американской кампании «Кэмпэйн эдвэнтидж», специализирующейся на предоставлении рекламных услуг в Интернете (итоги 2008 г.), практически все кандидаты в президенты в США признают, что веб-сайты являются эффективным способом донесения до избирателей идей, а также удержания их внимания, так как они хорошо осведомлены о результатах исследований. Они показывают, что эксперты избирательных кампаний в состоянии занять внимание потенциального избирателя по телефону в среднем в течение 45 секунд, телевизионные рекламные ролики — примерно 30 секунд, а если человек зашел на веб-сайт избирательной кампании, то он будет оставаться в нем в среднем целых 8 минут.

Кандидаты на выборные посты в США обнаружили, что Интернет является относительно недорогим, но зато высоко эффективным и, по большому счету, неконтролируемым средством общения с рядовыми американцами. Рост его значимости объясняется сегодняшней  доступностью высокоскоростной связи для миллионов пользователей, а также тем, что все больше американцев считают для себя Интернет главным источником информации.


^ Рекомендации для эффективного использования Интернета в процессе выборов в Узбекистане:

I. Определить основные цели использования веб-сайтов в ходе избирательной кампании: 

- донесение до избирателей точно и ярко сформулированных и оформленных взглядов определенного кандидата;

- способствование формированию имиджа партии;

- наем добровольных помощников;

- презентация политических инициатив и программ партии ;

- контрпропагандистская деятельность;

- организация общественно-политических дискуссий на актуальные вопросы общества.


II. Сконцентрироваться на улучшении взаимодействие через веб-сайт партии с обязательным размещением информации:

- биографические данные кандидатов от партии;

- программу и фото лидеров и кандидатов партии;

- видеообращения к электорату с позицией по актуальным вопросам

- подборку тезисов речей и выступлений лидеров партии;

- подборку статей о кандидате в его поддержку;

- изложение инициатив и позиций по всем актуальным вопросам;

- новости избирательной кампании;

- расписание предвыборных поездок и выступлений;

- правила заполнения бюллетеня для голосования;

- хронику избирательной кампании;

- страничку пожеланий и вопросов кандидату (в ней желательно оговорить количество слов, которое не должно превышать послание).


^ Виталий Кулик,

заведующий отделом Национального института

проблем международной безопасности Совета национальной безопасности и обороны Украины


Демократические стандарты и национальные особенности в проведении выборов в представительные органы власти


В Украине Центральная избирательная комиссия формируется парламентом на основе квотного представительства. Иными словами парламентская фракция, которая существует в Верховном Совете Украины делегирует своих представителей в ЦИК. Они формируют ее состав и избирают руководство. Таким образом, Украина оказалась заложником того, что деятельность ЦИК контролируется парламентом. Президент также может направить своих людей в ЦИК. Если есть противоречие между парламентом и президентом, то соответственно блокируется деятельность ЦИК.

Поэтому опыт Узбекистана тем и хорош, что здесь ЦИК независима как от парламента, так и от президента. ЦИК является самостоятельной структурой, которая в целом контролирует и организует прохождение избирательного процесса и может оперировать к судебной системе в случае, если субъектом выборной кампании нарушается избирательное законодательство. Таким образом, обеспечивается полная свобода всего процесса реализации права выбора самими гражданами.

Многие страны шли к своей избирательной системе путем проб и ошибок, но Узбекистан избежал этого и выбрал много инноваций, позволяющих ему не допускать тех ошибок, которые совершала Украина.

Если сравнивать с началом 2000-х годов, то развитие независимых СМИ в Узбекистане – налицо. Тем более, что для этого имеется мощная законодательная база, существует Общественный фонд поддержки независимых СМИ и информационных агентств. Есть понимание и всяческая поддержка со стороны Президента Узбекистана. Благодаря этому независимые СМИ стали тем инструментом, с помощью общество будет информироваться о кандидатах в депутаты и их программах, а главное – о самом процессе выборов.

Кроме того, можно отметить высокую политическую ответственность журналистов Узбекистана, понимание ими своей роли в обществе, и это позволит не допустить ошибки Украины: превращение СМИ в инструмент манипулирования общественным сознанием. То что есть база, которая регулирует деятельность независимых СМИ на уровне закона, а также наличие моральной составляющей выгодно отличают узбекские СМИ от украинских, где полностью отсутствует понятие ответственности за написанное и сказанное в эфире. В Узбекистане нет ощущения того, что постоянно манипулируют с телеэкрана. В Украине это четко проявляется и проводит к тому, что люди не хотят идти голосовать. Узбекские СМИ будут работать не на агитацию за какого-то конкретного кандидата, а на привлечение избирателей к участию в самих выборах. Это выгодно отличает узбекские СМИ.

Изменения в избирательном законодательстве показывают путь Узбекистана к демократизации, формированию многопартийной системы и обеспечению представительства интересов населения в высшем законодательном органе. В стране происходит поэтапное усиление роли политических партий, и изменение в законе, касающееся выдвижения кандидатов в депутаты только партиями, способствует дальнейшему развитию последних.

Квотирование существует в государствах, где имеются определенные различия в обществе, скажем, есть представители разных конфессий, этнических и религиозных групп. Однако в Узбекистане квотирование для Экологического движения касается именно тех вопросов, которые волнуют всех граждан. Это проблемы, связанные с Аральским морем и вообще с водой. В данный момент Центральная Азия находится на пороге, как говорят многие глобалисты, водяной катастрофы. Есть проблемы обеспечения водой Ферганской долины, соседних государств. Интенсивное производство того же хлопка привело к обезвоживанию и истощению земель.

Для решения названных и других проблем экологии необходимо сформировать правовую базу, которая максимально улучшила бы в стране. Поэтому предоставление квоты для Экодвижению усилит экологическое законодательство в целом, создаст мощное экологическое лобби в парламенте Узбекистана.

Проблема Аральского касается не только Узбекистана. Необходимы межпарламентское сотрудничество, межпарламентский диалог стран Центральной Азии для того, чтобы создать единую нормативную базу, «правила игры» с целью решения водной проблемы. Поэтому, на мой взгляд, существование мощного экологического лобби в парламенте Узбекистана обеспечит именно тот толчок, который сможет сдвинуть с мертвой точки урегулирование вопросов водопользования. Поэтому наличие 15 специалистов по экологии в парламенте – это не только новое законодательство и инновации, но и активная внешняя депутатская деятельность, направленная на установление и развитие контактов, скажем в рамках Межпарламентской Ассамблеи СНГ, Межпарламентской Ассамблеи ОБСЕ, в рамках межпарламентских дискуссий, между Узбекистаном и соседними странами. Это та работа, которая фактически превратит Узбекистан в модератора экологических проблем Центральной Азии.

^ Бобур Алиханов,

руководитель проекта ИИГО


Роль партийных СМИ в освещении деятельности политических партий и их кандидатов в период избирательной кампании


Тема выступления может казаться для некоторых наших зарубежных гостей не совсем понятной. Потому что на обширной территории мирового медийного ландшафта мало где существует такое понятие, как «партийная пресса». Данное словосочетание, скорее, близко нашим коллегам из постсоветского пространства, когда в течение более 70 лет верховенствовала коммунистическая идеология, официальным рупором которой была как раз партийная печать.

Сегодня данный вид СМИ, олицетворяя собой «блюстителя» политико-ведомственных интересов, условно можно отнести к разряду отраслевой печати. Но как бы то ни было, я абсолютно далек от мысли проводить параллель или аналогию в этом плане, за исключением того, что какой бы ни была партийная идеология, она все же должна иметь некий канал массовой коммуникации, призванный доносить до электоральной аудитории цели и задачи политической организации.

Как одна из форм агитационно-пропагандистской работы партии, партийная пресса – достаточно эффективное и апробированное средство массового воздействия на читательскую аудиторию. С этой точки зрения наличие на информационном пространстве Узбекистана партийных газет можно считать вполне целесообразным и оправданным.

Если говорить о приоритетных задачах партийной прессы в период избирательной кампании, то они принципиально не отличаются от ее повседневной деятельности, с той лишь разницей, что в эту пору партиям очередной раз при активной помощи газеты, по настоящему приходится утверждать в сознании потенциальных избирателей превосходство своей платформы, завоевывать снова их доверие в виде отданных голосов на выборах. К тому же предвыборная кампания – по своему духу такой своеобразный и живой процесс, «жаркая» пора, где политические оппоненты должны уже достигать конкретных целей, ощутимых результатов и реального положения в политической системе страны. Образно выражаясь, избирательная кампания для партийных СМИ – апогей их агитационно-пропагандистской работы, функциональных обязанностей.

Вообще, для партийных газет «мертвых сезонов» обычно не бывает. Во всяком случае, так должно быть. Потому что весь год они призваны освещать жизнь партийной организации, особенно ее первичного звена, законотворческую деятельность депутатско-фракционного корпуса, другие конъюнктурные вопросы политического истеблишмента. Кроме того, партийные газеты не могут замыкаться только на перипетиях парламентских выборов, которые проходят раз в 5 лет. Выборы по отдельным избирательным округам в местные органы государственной власти бывают каждый год. Данное обстоятельство создает для них достаточно гибкий испытательный полигон, универсальную медиа-площадку, где можно без большого риска отработать оригинальную стратегию и тактику успешного ведения многоуровневой политической конкуренции с использованием печатных СМИ. Кстати, эта ниша (имеется в виду завоевание большего количества депутатских мандатов в местных Кенгашах) еще до конца не заполнена партийными газетами. Нашим коллегам нельзя забывать, что на локальном уровне многие вопросы местного масштаба решаются при реальном содействии местных Кенгашей народных депутатов, которым даны соответствующие полномочия. По-моему, это тот резерв человеческого доверия, тот пласт позитивного фона эмоций в обществе, еще не сотканная та матрица, которые при совокупном использовании составляют рациональную основу и принципы успешной работы, как с электоральной аудиторией, так и в период предвыборной кампании в целом.


^ Гульнара Бабаджанова,

директор Международного центра

переподготовки журналистов,

кандидат филологических наук


Особенности освещения избирательной кампании в СМИ:

современные тенденции и этические подходы


Необходимым элементом в проведении демократических выборов являются СМИ. Они важны для того, чтобы не только создать соответствующую атмосферу важного политического события для граждан, но и обеспечить транспарентность и доступ к информации о партиях их программах, кандидатах на выборах, о самом избирательном процессе. В этом случае граждане на основе полученной информации могут сделать свой выбор. Поэтому все СМИ – государственные и частные – являются важным инструментом, гарантирующим справедливое освещение процесса и равный доступ к СМИ.

Вместе с тем СМИ в выборной кампании не только информируют граждан о ходе выборов, их результатах, но и выполняют ряд других задач, например, обучают избирателей тому, как реализовать свои права, предоставляют трибуну для политических партий, дают возможность партиям устраивать дебаты. Главный контакт между политиком и избирателем создается, в основном, посредством прессы. Существует высказывание, что тот, кто умеет хорошо вести избирательную кампанию, сумеет управлять государством.

Известно, что международное право и его нормы во все большей степени признают обязательства правительств и СМИ, финансируемых из некоммерческих источников, просвещать и информировать избирателей по фундаментальным аспектам избирательного процесса. Информирование и просвещение избирателей, а также воспитание гражданственности являются наиболее важными примерами этой общественной роли.

В выборный период в работе со СМИ партиями также активно используются методы ведения ПР-кампаний, т.е. действуют следующие принципы:

– сообщение должно дублироваться вербально, визуально с использованием всех видов СМИ;

– создается формулировка сообщения, которая исходит из интересов отправителя, но с точки зрения получателя опирается на его язык и систему ценностей, взгляды и позицию;

– ответная реакция, ответные «ходы» – активное вовлечение аудитории в избирательную кампанию.

Национальные теле- и радиовещательные станции, которые являются доступным и всеохватным источником информации, играют в этом особенно важную роль. Государственные  СМИ в силу своего статуса и характера источника их финансирования выступают поставщиками информации для всего электората. Общепризнанным является тот факт, что эти СМИ при освещении событий не должны быть ориентированы на какую-либо партию. Такая точка зрения фигурировала в докладе специального представителя ООН по свободе выражения мнений (1999 год), где речь идет о том, что государственные СМИ обязаны предоставлять трибуну для изложения различных мнений, а не быть пропагандистским органом какой-то одной политической партии. Кроме того, они несут конкретные обязательства по просвещению широких масс, а также по предоставлению трибуны различным политическим партиям. Это положение носит фундаментальный характер. В противном случае использование общественного ресурса может привести к негативным правовым и этическим последствиям. Именно поэтому во многих странах существуют законы или правила, защищающие  СМИ от какого-либо вмешательства.

Таким образом, одним из решений фундаментального характера, которое необходимо принимать при организации прямого доступа партий к эфиру является принцип предоставления соответствующего эфирного времени на основе равенства и справедливости. Равенство, как следует из самого определения, означает, что партия или кандидат получает равный доступ к эфиру. Каждый получает возможность довести свою точку зрения до электората.

В Узбекистане, как и в ряде стран, существует комбинированная система бесплатного времени для прямого доступа кандидатов всех партий к эфиру и платная реклама. Такой вариант может быть эффективным принципом обеспечения свободы выражения мнений, при котором все партии или кандидаты должны иметь возможность высказаться. Естественно, обычной схемой является предоставление государственной вещательной компанией времени для прямого доступа к эфиру в соответствии с заранее определенными критериями, тогда как частные радио- и телевещательные компании продают рекламное время партиям и кандидатам, часто исходя при этом из разных критериев. Так обстоят дела, например, в Германии.

В Черногории же, правила, регулирующие работу СМИ в ходе выборов, предусматривают сочетание платной и бесплатной рекламы. На каждый избирательный список можно получить всего пять минут для прямого доступа к эфиру, из которых две минуты предоставляются бесплатно. Причем передача ведется в указанное в правилах время. Оставшиеся три минуты приобретаются по рыночным ценам, а время трансляции является предметом договоренности между кандидатами и вещательной компанией. В этом случае будет применяться изменяющаяся шкала цен (как и в случае с коммерческими рекламодателями) в зависимости от того, в какое время транслируется политическая реклама.

Во Франции существуют и другие правила, в большей степени ориентированные на ограничения в содержании и нацеленные в первую очередь, на нейтрализацию преимуществ кандидата, находящегося у власти. Например, на президентских выборах 1988 года кандидатам не разрешалось использовать флаг, национальный гимн или демонстрировать те помещения, где эти лица выполняют свои официальные обязанности. Другими словами, Президент должен был выступать в студии, как и его оппоненты, а не в Елисейском дворце. Подобным же образом любые законы или правила более общего характера, относящиеся к освещению событий в СМИ, в равной степени применяются как к государственным, так и к частным СМИ.

Обязательства частных СМИ носят гораздо более ограниченный характер. Сама суть свободы печати и радиотелевещания заключается в том, что пишущие журналисты, а также электронные СМИ не получают инструкций в отношении того, что они могут или не могут говорить и писать. Лучшей гарантией того, что весь спектр политических идей будет донесен до общественности свободно и с достаточной точностью, считается возможность беспрепятственной работы СМИ. Однако это не означает, что частные СМИ не имеют вообще никаких обязательств. Профессиональные нормы журналистской деятельности требуют точного, сбалансированного и беспристрастного освещения событий, а также четкого разграничения фактов и комментариев.

Для всех журналистов в равной степени важными являются и этические нормы работы в этот период. Этический кодекс регулирует поведение людей, основываясь на положениях и понятиях нравственности и морали.

Журналистам всегда надо осознавать, что их единственный капитал — незапятнанное имя профессионала. В выборный период это касается умения оставаться объективным и беспристрастным, не допускать в сообщениях фальсификаций, не принимать во внимание непроверенную информацию или слухи, не заниматься «черным» PR , не использовать служебное положение в личных целях, избегать искажений при освещении результатов опроса общественного мнения, в интервью, репортажах, проводить границу между работой правительства и деятельностью лиц, занимающих государственные посты и одновременно выступающих в качестве кандидатов, не допускать вмешательства в частную жизнь граждан.

В разных странах существуют различные подходы к регулированию этических норм деятельности прессы. Созданы корпоративные или общенациональные кодексы работы журналистов. Например, Немецкий совет по вопросам прессы — «Прессерат», основанный в 1956 году, сформулировал свой кодекс под названием «Публицистические принципы». Главные из них: объективное освещение событий, запрет на сбор информации нечестным путем, защита прав личности, сдержанность в освещении преступлений. В Прессерат входят 20 человек, представляющих четыре организации: Немецкий союз журналистов, профсоюзы СМИ, Федеральный союз немецких издателей газет и Союз издателей журналов. По каждому конкретному вопросу собирается комитет из 10 человек. Обратиться же в Совет прессы с заявлением может каждый. Прессерат разработал четыре формы «санкций»: он может «поставить на вид», выразить «недовольство» — это уже серьезнее, вынести «непубличный выговор», а в самых тяжелых случаях — «публичный». Решение Совета по вопросам прессы нарушитель – СМИ или журналист – обязан опубликовать, и лучше самостоятельно, так как конкуренты сделают это с куда большей помпой и удовольствием. Решение Совета не имеет силы закона, а является лишь моральным порицанием, но к его мнению прислушиваются. В начале 1980-х годов этот Совет настолько всем надоел, что вынужден был на три года прекратить существование. Но затем возродился, поскольку немецкие журналисты убеждены: такая институция необходима.

Следует отметить, что этические проблемы никогда не перестают быть актуальными везде, даже в благополучной Германии. Известен случай, когда бывший Федеральный канцлер ФРГ Шрёдер выступил против одного информационного агентства, написавшего, что он красит волосы, обвиняя его во вторжении в личную жизнь. Как считают немцы, история деятельности Совета по вопросам прессы свидетельствует, что стоит вести борьбу за то, чтобы журналисты в своей работе не выходили за рамки морали. Особую значимость это приобретает в выборный период, когда совершаются важные для всей страны события, от исхода которых зависит будущее миллионов граждан.

Опыт проведения выборов в Узбекистане показал, что компетентность, культура и качество освещения в прессе этих важнейших политических мероприятий повышаются от выборов к выборам. Если выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан в 1994 году освещали 475 отечественных СМИ, в 1999 году – 685, то в 2004 году их число составило 928. С самого начала ЦИК постаралась сделать максимум для того, чтобы избирательная кампания в средствах массовой информации была транспарентной и корректной. Главные принципы сотрудничества со СМИ в выборный период в стране следующие:

1) участникам выборов предоставляются равные права в использовании СМИ в своих предвыборных кампаниях;

2) установлен объем бесплатного эфирного времени и печатной площади, предоставляемой политическим партиям, – 40 минут в неделю в прайм-тайм на государственных СМИ;

3) определены также количество платного эфирного времени и печатной площади, источники, из которых производится оплата, причем СМИ сами устанавливают условия оплаты, которая должна быть одинаковой для всех участников выборов;

4) все отношения между СМИ и участниками выборов должны быть закреплены в соответствующем договоре, оплата производится только по безналичному расчету;

5) сведения об участниках выборов должны даваться в СМИ отдельным блоком в одно и то же время, месте и с тем же объемом;

6) очередность выступления определяется жеребьевкой или в алфавитном порядке;

7) СМИ независимо от формы собственности должны учитывать объемы предоставляемого эфира и площади и направлять эту информацию в ЦИК;

8) редакциям СМИ нельзя редактировать размещаемые участниками выборов материалы предвыборной агитации без согласия самих участников;

9) СМИ, которые не учреждены самими участниками выборов, не могут менять тираж или периодичность и тем самым давать преимущество кому-либо из участников выборов;

10) если участник выборов является работником СМИ, то во время проведения предвыборной агитации он освобождается от работы с сохранением зарплаты за счет средств, выделяемых на проведение выборов;

11) СМИ нельзя распространять ложные сведения о кандидатах в депутаты, в противном случае появления подобной информации, кандидат может потребовать у СМИ опубликовать опровержении;

12) СМИ запрещено придавать гласности информацию о благотворительной деятельности участников выборов.

Опыт освещения выборной тематики в СМИ Узбекистана накапливался также за счет того, что в последние годы постоянно проводились семинары и тренинги для журналистов, членов партий, представителей неправительственных организаций с целью повышения уровня их компетентности и подготовки к следующим выборам. Большое значение имела исследовательская работа по мониторингу прессы, посвященной выборам. Так, были изучены материалы партийной и общественно-политической прессы Узбекистана за 1999 и 2004 годы, определены проблемы, выработаны рекомендации по дальнейшему совершенствованию деятельности СМИ в период выборов.

Сейчас СМИ действуют в другом информационном поле, нежели в прошлые годы. Работа ЦИК, ее пресс-службы, политтехнологов партий, других общественных организаций направлена сегодня не только на выстраивание конструктивного взаимодействия со СМИ, но и на проведение конференций, образовательных семинаров с участием журналистов, развитие своих веб-сайтов, распространение пресс-релизов и других информационных материалов, что помогает сделать выборы более транспарентными .

На вопрос, насколько должна быть сильна, объективна и целенаправленна журналистская практика в выборный период, можно ответить: настолько, чтобы люди, пообщавшись с прессой, не потеряли доверие к ней, сознательно и активно содействовали дальнейшему развитию гражданского общества. Опыт работы прессы в ходе нынешней выборной кампании покажет, насколько совершенна.


По материалам УзА


В Бухаре 25-26 августа состоялся международный семинар «Правовые аспекты обеспечения открытости, гласности и транспарентности в организации и проведении выборов: мировой опыт, нормы и стандарты». Он был организован Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан, Институтом по изучению гражданского общества, Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека, Узбекским агентством связи и информатизации, Национальной ассоциацией электронных средств массовой информации, Общественным фондом поддержки и развития независимых печатных средств массовой информации и информационных агентств Узбекистана, Офисом координатора проектов ОБСЕ в нашей стране.

В работе семинара приняли участие эксперты из Великобритании, Египта, Индии, Кыргызстана, Пакистана, Республики Корея, России, Украины, Франции, ряда международных организаций, представители политических партий и общественных объединений Узбекистана.

Участники семинара рассмотрели опыт нашей страны в сфере развития законодательных основ и практики реализации принципов открытости, гласности и транспарентности в ходе избирательных кампаний, повышении роли и участия институтов гражданского общества в проведении демократических выборов.

Отмечалось, что в рамках реализуемых в стране под руководством Президента И.А.Каримова масштабных демократических реформ проводится системная и последовательная демократизация избирательного законодательства и выборной практики. Государством созданы все необходимые условия для обеспечения открытости, гласности и транспарентности в организации и проведении выборов. Важную роль в этом играют Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, институты гражданского общества, СМИ.

По мнению участников семинара, внесенные по инициативе главы нашего государства изменения в избирательное законодательство Узбекистана, полностью соответствующие международным стандартам, подняли на качественно новый уровень процесс либерализации избирательной системы страны.

По оценке экспертов, в Узбекистане массовой информации занимают все более активную позицию, формируют позитивное общественное мнение. Политическим партиям и их кандидатам обеспечивается равный доступ к использованию СМИ в ходе предвыборной агитации. В связи с этим возрастают ответственность журналистов, необходимость соблюдения требований журналисткой этики.

Предстоящие в Узбекистане в декабре 2009 года выборы в представительные органы власти, как подчеркивали зарубежные и отечественные эксперты, пройдут в условиях дальнейшего развития информационной сферы, возросшего уровня профессионализма журналистов, более активного участия СМИ в избирательном процессе.


Из интервью зарубежных экспертов


8171137342075469.html
8171228374878214.html
8171483863020125.html
8171537205084747.html
8171624956832160.html