Книга вампиров - страница 49

^ АНОМАЛИИ С ГРОБАМИ В ЭСТОНИИ
Нечто подобное случилось и в Эстонии, на острове Эзель в 1844 году. В то время на острове существовал только один город под названием Аренсбург, рядом с ним находилось кладбище, возле которого шла дорога в город. И вот местные жители, проезжая по ночам по этой дороге возле кладбища, стали слышать «раздающиеся оттуда стоны и стуки, а лошади безумно пугались и неслись сломя голову». Один из склепов на кладбище принадлежал семье Бунсгевденов. Когда умер один из членов этого семейства, то его гроб собирались поместись в склепе — к гробам других его родственников. Склеп вскрыли — и нашли гробы не только чудовищно разбросанными, но даже лежавшими друг на друге. В порядке оставались только три гроба — два детских и один с телом старухи.




^ В старину надгробия иногда украшали изображениями черепов и скелетов


Это открытие взбудоражило жителей, и было решено создать комиссию для расследования. В неё вошли барон Гульденштуббе — председатель, а членами стали бургомистр, член магистрата, врач и священник. Гробы расставили по своим местам, а пол и ведущие в склеп ступени посыпали слоем золы, сам склеп замуровали, а двери опечатали печатью консистории и городского управления. И даже выставили круглосуточную охрану из солдат.

Потом спустя три дня склеп снова вскрыли, вначале проверив сохранность печатей. И вот удивительно — все находилось в ещё большем беспорядке! Не на своих местах оказались даже те три гроба, которые ранее оставались нетронутыми. Причем многие из гробов стояли торчком и «головой» вниз. А крышка одного из гробов оказалась сдвинутой, и изпод неё «высовывалась оголённая по локоть высохшая рука трупа». Никаких следов на тонком слое золы не было.

«Самодвижения гробов» продолжались и позже, пока наконец Бунсгевдены не распорядились закопать все гробы в землю.


^ ДРУГИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
Около 1845 года (сообщивший в 1867 году этот факт человек указывает: "около двадцати лет тому назад") гробы «сами собой двигались» в одном из склепов сельского кладбища деревни Гретфорд, графство Линкольншир, Англия. Три раза склеп вскрывали и не находили никаких следов проникновения, хотя «все находившиеся там свинцовые гробы оказывались в беспорядке: одни стояли торчком, другие — прислонёнными к стене». При этом «некоторые из гробов были столь тяжелы, что шесть человек с трудом водружали их на место». Завершение истории неизвестно.

В 1880 году в подземном склепе церкви в Борли, в 60 милях к югу от Лондона, тоже много раз находили гробы на «неположенных местах».


^ ПОИСКИ ОБЪЯСНЕНИЯ
Российские исследователи аномальных явлений И.В. Винокуров и Н.Н. Непомнящий, писавшие о «движущихся гробах» в своей книге «Кунсткамера аномалий» (М., АСТ, 1997), приходят к выводу, что никто этим историям пока не смог предложить «никакого приемлемого объяснения». Они пишут:

«Вода, в которой всплыли свинцовые гробы? Во всех случаях в склепах признаков воды не было. Подвижки земной коры? Но почему же гробы в соседних склепах вели себя спокойно? Злоумышленники? Но «почерк» действий явно какой-то нечеловеческий, да и эксперименты с круглосуточной охраной склепа и нетронутые печати не оставляют этому предположению никаких шансов на правдоподобие.

Тогда что же это? Пока вопрос повисает в воздухе. Есть ещё один вариант ответа: во всём «виноват» полтергейст. Ведь, в самом деле, редкая книга об этом загадочном явлении проходит мимо феномена самопередвигающихся гробов. Правда, в наиболее серьёзных работах о проделках шумных духов подобные случаи рассматриваются в разделах, посвящённых тем явлениям, которые нельзя отнести к полтергейсту. Ведь феномену «грободвижений» не свойственен полтергейстный синдром — совокупность симптомов, присущих каверзам шумных духов, проделки которых в 80 процентах случаев так или иначе связаны с конкретными живыми людьми. Когда же дело касается мёртвых, обычно проявляется синдром беспокойных домов. Хотя возможны и промежуточные случаи. Тем не менее симптом «грободвижений» всё-таки близок к симптоматике именно беспокойных домов, потому его не следует относить к проявлениям полтергейста».

Логика понятна — ведь такие передвижения под силу только полтергейсту. Но тут, на мой взгляд, у российских исследователей две принципиальные ошибки.

Во-первых, они ошибаются, считая, что привидения (названные ими тут обще «синдромом беспокойных домов») способны на подобные действия. Привидения — это только являющиеся людям некие образы, и никакой РАБОТЫ в физическом смысле эти образы никогда не совершают — и совершить вообще не могут. Работу совершает только полтергейст, в сути которого, как верно замечают авторы книги, всегда находится именно и только ЖИВОЙ человек.

Отсюда и вторая ошибка: И.В. Винокуров и Н.Н. Непомнящий полагают, что в склепах с движущимися гробами якобы не было ничего живого. На самом же деле там вполне мог находиться ошибочно похороненный человек, пребывающий в состоянии вампирической комы. И в таком случае весь феномен следует рассматривать с точки зрения вампирологии.


^ С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВАМПИРОЛОГИИ
Подробно с темой вампирологии наш читатель знаком по многим статьям в газете, плюс весной 2008 года в московском издательстве «Эксмо» вышла моя книга о вампирологии («Книга вампиров») — где можно детально ознакомиться со всей темой.

Кратко напомню суть феномена.

Хоронили человека. Его призрак являлся своим близким, просил есть, потом начинал сжимать их в объятиях (прежде всего детей) и вызывал их смерть одного за другим. Родные жаловались в местные магистраты и церковь. После долгих мытарств, когда люди были уже доведены до отчаяния, могилы возвращавшихся похороненных родственников эксгумировали, где их находили имеющими живой вид. Их казнили, после чего они больше не являлись. В ряде регионов Балкан их вообще никак не называли, кроме как «привидения». Позже оказалось, что в Турции их называют вампирами. Оттуда слово перекочевало в языки Европы. Оттуда, кстати, и пришла зараза.

Нечто схожее приведенным выше случаям описывает и аббат Августин Кальме в своем знаменитом Трактате о вампирах (Dissertation sur les apparitions des esprits et sur les vampires et revenants, Einsiedten, Kalin, 1749). Как он пишет, беспорядки в склепах в прошлом связывали с другими куда более страшными и аномальными фактами. Кальме писал:

«Немецкий автор Мишель Рауфт составил сочинение, озаглавленное "De masticatione mortuorum in tumulis" ("Мертвецы, которые жрут в своих могилах"). Он рассматривает как факт доказанный и достоверный то, что некоторые мертвецы в могилах пожирают белье, одежду, все, что подвернется, и даже собственное тело. Он отмечает, что в некоторых областях Германии, чтобы помешать мертвецам жрать, им кладут в гроб под подбородком большой ком земли; в других краях им вкладывают в рот маленький кусочек серебра или камень; есть места, где им просто сильно пережимают горло платком.

К этому можно было бы добавить случай с графом Генри де Салм, которого посчитали мертвым, но похоронили совершенно живого. Ночью в церкви От-Сейского аббатства, где он был похоронен, слышали громкие крики, а когда на следующий день могилу открыли, его нашли перевернутым и лежащим вниз лицом, хотя был он похоронен на спине, лицом вверх.

Несколько лет назад в Бар-ле-Дюк, когда на кладбище похоронили мужчину, из его могилы слышался шум; на следующий день, когда могилу отрыли, обнаружили, что он съел ткани рук — это мне подтверждали очевидцы. Этот мужчина перепил водки, и его похоронили, посчитав мертвым. Рауфт рассказывает о цыганке, которая в 1345 году сожрала в своей могиле половину савана; во времена Лютера встречались случаи, когда мертвецы жрали свои внутренности. Другой мертвец в Моравии сожрал одежды женщины, похороненной возле него».

Это — ожившие от комы. Теоретически часть историй с «самодвижущимися гробами» можно так и объяснить: человек ожил, стал пытаться выбраться из гроба и запечатанного склепа, сдвинул свой и соседние гробы, потом умер от истощения и паники. В ряде случаев — пытался есть от голода все, что было вокруг: одежду, тела лежавших рядом трупов, самого себя. Что потом с удивлением находили и невежественно писали, будто «мертвецы жрут в своих могилах», хотя у мертвеца нет обмена веществ, ему не нужна пища — а «жрать» могут только живые люди по причине своего голода. Теоретически в других случаях сил у ожившего «мертвеца» хватало лишь на то, чтобы сдвинуть гробы. Он умирал, а при вскрытии склепа эту «аномалию» находили.

Но такое объяснение все-таки касается лишь части подобных свидетельств — и никак не ответ для описанных событий на острове Барбадос в 1820-х годах или в Эстонии на острове Эзель в 1844 году. Ведь там не только были предприняты меры, чтобы «уличить злоумышленников» (посыпали золу на пол и прочее), но, уверен, проверяли тела похороненных — а вдруг действительно по ошибке похоронили живого? Нет, все тела не подавали признаков жизни.

Если бы ошибочно похороненный коматозник ожил и в данных случаях являлся источником «беспорядка в склепе», то это было бы тут же замечено и открыто. Коль он физически был причиной беспорядка — то был бы открыт его гроб, а само его тело лежало бы вне гроба. И все — никакой тайны. Однако эту очевидную и первую приходящую на ум гипотезу напрочь разбивала удивительная повторяемость феномена: ведь такое в случае с ожившим коматозником может произойти только раз (если его не откачали и он потом уже по-настоящему умирает). А тут явление многократно повторялось.

Важным мне кажется в описанных историях то обстоятельство, что всякие комиссии, изучавшие явление, не стали открывать гробы и смотреть на то, в каком состоянии находятся тела похороненных. Об этом не указывается в отчетах. Поэтому и не было выявлено — а может быть, кто-то среди лежащих в гробу является коматозником. И другая важная деталь: «самодвижения гробов» в склепе начинались ПОСЛЕ ПОХОРОН последнего «усопшего». Но усоп он или же был в коме? Это — самый главный вопрос в теме, и что важно — подобных коматозников не раз в склепах находили.

Вот, например, что писал главный придворный медик австро-венгерской императрицы Марии-Терезы Жерар Ван Свитен в «Медицинском докладе о вампирах» (Considerazioni intorno alla pretesa Magia Postuma per sevire alla storia dei vampiri, presentata al supremo Direttorio di Vienna dal signor Barone Gerardo Van Swieten, Archiatro delle Cesaree Maestra e Prefetto della Loro Biblioteca, Naples 1781):

«Несколько месяцев назад я прочел небольшой английский трактат, напечатанный в Лондоне в 1751 году, в котором сообщается о факте реальном и достоверно доказанном: в феврале 1750 года вскрыли гробницу одной старинной семьи в графстве Девоншир в Англии; среди множества останков и сгнивших гробов нашли неповрежденный деревянный ящик. Из любопытства его открыли. Там обнаружили тело абсолютно целого мужчины; ткани еще сохранили свою естественную плотность, суставы плеч, локтей и пальцев были совершенно гибкими; когда нажимали пальцем на кожу лица, она обнаруживала свою податливость, но возвращалась в свое первоначальное состояние, как только давление прекращалось; то же самое было проэкспериментировано на всем теле. Борода была черная, длиной в четыре дюйма. Труп не издавал запаха разложения; на нем не обнаружили никаких повреждений. Церковный регистр свидетельствовал, что после 1669 года ни один человек не был погребен в этом склепе. Итак, вот английский вампир, который 80 лет пролежал мирно в своей могиле, не беспокоя никого».

Здесь нет прямых указаний на хаос в склепе, но зато говорится, что гроб вампира был — по сравнению с другими — неповрежденным.

В абсолютном большинстве случаев с эксгумацией могил вампиров речь идет только о гробе, закопанном в землю. И только крайне редко фигурируют склепы, как в истории, приводимой Жераром Ван Свитеном. Поэтому для вампирологии во многом «белым пятном» остается этот аспект вопроса: будет ли вампирический полтергейст касаться только дома вампира (и его жертв-родственников), или же он еще затронет и склеп, в котором лежит этот коматозник?

На мой взгляд, И.В. Винокуров и Н.Н. Непомнящий напрасно отказались от первоначальной гипотезы о том, что причиной движения гробов в склепах являлся полтергейст. Это все-таки вампирический полтергейст (о котором не знают уважаемые российские исследователи, ибо вообще не знакомы с вампирологией), и он-то как раз и должен выступать в качестве «первого и главного подозреваемого».

Напомню, что вампиризм ВСЕГДА сопровождается полтергейстом: вначале жертвы слышат стук в окна и двери (а в наше время вылетают сами собой пробки в счетчиках расхода электроэнергии), сами собой движутся предметы в доме «усопшего», особенно его предметы и его одежда — которая часто принимает вид, будто ее надел кто-то невидимый и в ней ходит. И только после этого полтергейстного буйства жертвам является сам призрак вампира-коматозника.

Почему не предположить, что в склепе, где находится сам этот больной вампиризмом коматозник, тоже окружающие предметы оказываются под влиянием его полтергейста? Тем более что всякие ПРОВЕРКИ, какие делали комиссии на острове Барбадос в 1820-х годах или в Эстонии в 1844 году, показывали отсутствие СЛЕДОВ, чтобы кто-то в склепе ходил. А ведь рассыпание тонкого слоя сажи по полу — именно и ставило целью выяснить, с чем же мы имеем дело: с чем-то объяснимым рациональным — или «необъяснимым нерациональным».

Оказалось — именно с «необъяснимым нерациональным».

Однако «необъяснимое нерациональное» — это только временный термин для того, что мы ПОКА объяснить не можем. Стоило взглянуть на загадку «живых гробов» с точки зрения вампирологии — как многое в ней уже и не кажется ни «необъяснимым», ни «нерациональным». Хотя сам вампиризм, конечно, остается по сей день огромной тайной, и, казалось бы, научно некорректно одно таинственное объяснять посредством другого не менее загадочного — но в данном случае речь идет пока не об объяснении, а только о борьбе гипотез. Гипотеза, пытающаяся объяснить феномен вампиризма, заодно «автоматически» объясняет и этот феномен «самодвижущихся гробов». Это уже продвижение в поиске истины, так как пока ничего более концептуального в данной теме никто не предложил.
8169450119878788.html
8169537758242615.html
8169616642512795.html
8169696463152583.html
8169752664118126.html